Электронная почта
Сделать заказ
Назад в меню
Фазлутдинов К.К.
03.05.2020 (обновленно 03.05.2020)
1703 просмотров

Обязательные мероприятия для предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

1. Постановка на учет объектов негативного воздействия на окружающую среду.

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" 

2. Подготовка и сдача общей экологической отчетности, декларации.

Срок сдачи в целом с 10 января до 10 марта.

Подготовка и сдача экологической отчетности: 2-ТП Отходы, Технический отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, 2-ТП Воздух, 2-ТП Водхоз, 4-ОС, отчет о негативном воздействии на окружающую среду в форме декларации.

Экологическую отчетность сдают все предприятия, кроме тех, кто передает отходы арендодателю по договору. В последнем случае предприятие не несет ответственности за отходы, и всю отчетность должен оформлять и сдавать арендодатель. Также не сдают отчетность предприятия, имеющие все объекты только 4 категории НВОС. В остальных случаях любая организация, вне зависимости от ее вида деятельности должна разрабатывать природоохранную документацию и вести отчетность.

Отчеты заполняются по итогам прошедшего года в специально устанавливаемых на компьютер программах и сдаются в электронном и бумажном виде:

  • 2-ТП Отходы — включает расчет количества образованных и переданных другим организациям отходы, а также количество обезвреженных, утилизированных отходов на предприятии, если оно осуществляет эту деятельность. Срок сдачи до 01 февраля.
  • 2-ТП Воздух — включает расчет количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Срок сдачи до 25 января.
  • 2-ТП Водхоз — расчет количества сброшенных в водоемы загрязняющих веществ, а также количество используемых  водных ресурсов подземных скважин и открытых водоемах в течение года. Срок сдачи до 10 января.
  • 4-ОС - для предприятий, имеющих очистные сооружения. Срок сдачи до 25 января.
  • Технический отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов - еще один отчет о движении отходов, который сдается в Областной Кадастр отходов в срок до 01 февраля.
  • Декларация. Отчет о негативном воздействии на окружающую среду в форме Декларации - это сводный отчет по всем отходам, выбросам и сбросам загрязняющих веществ, а также расчет платы за негативное воздействие организации на окружающую среду. Срок сдачи до 10 марта.

3. Программа производственного экологического контроля (ПЭК), подача отчета.

Срок подачи отчета по ПЭК - до 25 марта ежегодно.

Программа производственного экологического контроля (ПЭК) разрабатывается для предприятий I, II и III категории негативного воздействия на окружающую среду согласно Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002. Однако, несмотря на то, что данный закон был принят очень давно, требования к программе до последнего времени нигде не были установлены. Ситуация изменилась в 2018 году, когда эта брешь в законе была устранена Приказом Минприроды №74 от 28.02.2018. В нем также было прописано содержание ежегодного обязательного отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК.

Сегодня наибольшие ошибки возникают при составлении планов-графиков контроля программы ПЭК (в части периодичности и методов их осуществления, местах отбора проб и методиках измерений). Эти планы-графики уже не совпадают с планами-графиками контроля ПДВ, разработанными до 2018 года. Для исключения ошибок необходимо обратить внимание на расчеты рассеивания концентраций загрязняющих веществ в ПДВ, найти все (организованные и неорганизованные) источники выбросов, концентрация загрязняющих веществ от которых после рассеивания на границе предприятия превышает 0,1 ПДК и внести их в план-график контроля ПЭК.

В целом порядок составления плана-графика контроля ПЭК может выглядеть следующим образом:

  1. Идентификация источников выбросов из ПДВ с учетом рассеяния.
  2. Определение периодичности контроля источников согласно их категории из ПДВ.
  3. Выбор методов контроля (инструментальные или расчетные) из специального перечня, составляемого на каждый год (например, из справочника НИИ Атмосфера). Сравнить эти методы с имеющимися в аттестате аккредитации испытательной лаборатории.
  4. Разработка плана-графика наблюдений за загрязнениями воздуха на постах.
  5. Разработка программы измерений качества сточных и (или) дренажных сточных вод.
  6. Разработка программы наблюдений за водным объектом.

В приказе №74 Минприроды точно обозначено что должно быть в программе ПЭК, но не написано как верно составить программу.

Ошибки влекут за собой дополнительные расходы на оплату услуг лаборатории (повторные анализы), штрафы при проверках (до 600 000 рублей) и т.д.

 

 

4. Проведение внутренних экоаудитов и подготовка к прохождению экологических проверок.

План проверок можно посмотреть на сайте Прокуратуры РФ.

Внеплановые проверки организуются как правило, при получении жалобы на организации.

В рамках внутреннего аудита делается:

  1. Общая инвентаризация отходов, их оптимизация. Дается консультация о возможности образования того или иного отхода;
  2. Проверка документов;
  3. Консультация о возможности улучшения процессов в части экологии;
  4. Разработка недостающих документов.

При документарной проверке изучаются:

  • Свидетельство о постановке на государственный учет и присвоение категории.
  • Удостоверения об обучении должностных лиц по программам экологической безопасности.
  • Договоры на сбор, транспортирование отходов с организациями, имеющих лицензию на данный вид деятельности.
  • Проекты предельно допустимых выбросов (ПДВ), нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), нормативов допустимых сбросов (НДС).
  • Программа производственного экологического контроля (ПЭК) и отчет о ее реализации.
  • Отчеты по инвентаризации источников выбросов и сбросов.
  • Инструкции по обращению с отходами.
  • Журналы движения отходов.
  • Паспорта отходов I-IV класса опасности, протоколы анализа к ним.
  • Отчетность за последние три года (2-ТП Отходы, 2-ТП Воздух, 2-ТП Водхоз) и декларация о негативном воздействии на окружающую среду.

Неудачные для предприятия проверки госорганами грозят штрафами свыше 250 тыс.руб. КОАП РФ. 

5. Разработка проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ).

Разрабатывается на 7 лет. Требуется регистрация в Росприроднадзоре только для объектов 1 категории НВОС.

Цель разработки проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) состоит в оценке степени загрязнения атмосферного воздуха выбросами конкретного предприятия.

Разрабатывать проект ПДВ необходимо всем организациям, имеющим стационарные или нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ в воздух (станки, котельные, транспорт, пищеблоки, печи и пр.)

Работа над проектом ПДВ включает в себя два этапа:

1. Инвентаризация источников выбросов. Специалист выезжает на предприятие и проводит детальное изучение работы всего оборудования, собирает информацию о количестве часов работы, используем сырье, материалах и пр. Это важнейший этап и здесь необходимо участие инженеров, способных разобраться в производстве и правильно идентифицировать как источники выбросов, так и возможный их состав. Эта информация нужна для проведения расчетов выбросов загрязняющих веществ, которые производятся с помощью специальных методик и компьютерных программ. Часто в ходе проведения инвентаризации возникает необходимость пригласить лабораторию и сделать измерения отдельных выбросов. Полученные в ходе расчетов и замеров данные вносят в специализированную программу, в ней также формируется карта предприятия, в расположенными на ней источниками.

По итогам инвентаризации оформляется Отчет, в виде текста с описанием, таблицами и картой. Форма Отчета по инвентаризации с 25 апреля 2019 должна соответствовать требованиям Приказа Минприроды России от 07.08.2018 N 352 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки".

2. Разработка проекта ПДВ. Данные необходимо перенести в другую специализированную программу и провести моделирование рассеивания выбросов предприятия в окружающую среду. Программа позволяет не только рассчитать, но и графически увидеть приземистые концентрации загрязняющих веществ. Чтобы оценить уровень загрязнения устанавливаются контрольные точки: на жилой зоне, санитарно-защитной зоне, производственной площадке предприятия. В итоге можно оценить уровень предельно допустимых выбросов (ПДК) загрязняющих веществ.

По санитарно-гигиеническим правилам уровень ПДК загрязняющих веществ на жилой зоне не должен превышать 1 ПДК и 0,8 ПДК на территориях больниц, местах отдыха людей (СанПиН 2.1.6.1032-01).

При расчете концентрации выбросов необходимо также учитывать уровень фоновых загрязнений воздуха, направление и стулу ветра, максимальную температуру зимой и летом. Справку об этом получают в метеорологических службах.

Сделав необходимые расчеты и используя спецпрограмму мы получаем графические изображения и табличные данные уровня загрязнения. Теперь можно оформить текстовую часть проекта, которая служит описанием уровня выбросов предприятия.

Действие разработанного проекта ПДВ - 7 лет, если с предприятием не произошли большие изменения, увеличивающие количество выбросов загрязняющих веществ.

Все предприятия, имеющие объекты НВОС 1,2 и 3 категории разрабатывают проект ПДВ. Однако,  согласовывать проекты в Росприродназоре теперь нужно только тем, у кого 1 категория - для получения комплексного экологического разрешения (КЭР). Объекты 2 категории НВОС прилагают данные расчетов выбросов к декларации о негативном воздействии на окружающую среду.

Все организации используют данные проекта ПДВ при составлении программы ПЭК.

 6. Разработка проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

Срок установления СЗЗ - до 03 марта 2019 (старые предприятия). После установления действует бессрочно.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ), выражаясь простым языком - это зона вокруг предприятия, за пределами которой уровень химического, физического и биологического воздействия на атмосферный воздух не представляет опасности для человека.

Согласно требований п.2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» организации обязаны до 03 марта 2019 г. разработать проект СЗЗ и получить на него экспертное заключение. Также они должны провести измерения атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром предприятия и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении СЗЗ.

Кто должен разрабатывать проект санитарно-защитной зоны?

  • Производственные предприятия любого размера (малые, средние и крупные);
  • Транспортные компании;
  • АЗС и АГЗС;
  • Автомойки более 5 постов;
  • Котельные;
  • Пищевые предприятия;
  • Складские комплексы;
  • Сельскохозяйственные фермы и тепличные хозяйства;
  • Застройщики. При строительстве новых объектов (до ввода в эксплуатацию) Застройщик обязан разработать проект СЗЗ, что для многих строительных организаций является неожиданностью при получении разрешений на эксплуатацию. 

С чего начинается разработка проекта СЗЗ?

При разработке проекта СЗЗ учитываются данные предприятия по:

  • источникам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • шуму;
  • вибрации.

Все это может оказывать негативное воздействие на человека. Далее разработчики делают расчеты в специальных программах и предлагают место прохождения границы СЗЗ. Одновременно аргументируется и подтверждается безопасность деятельности организации для жизни и здоровья человека. 

Кто выдает заключение на проект СЗЗ?

На разработанный проект СЗЗ получают экспертное заключение, затем санитарно-эпидемиологическое заключение, а далее уже согласие Главного санитарного врача. В итоге мы получаем согласованные границы СЗЗ.

Для строящихся объектов процедура разработки и согласования проекта СЗЗ попроще. Для действующих предприятий требуются достаточно длинные согласования и подтверждение расчетов проекта лабораторными замерами по воздуху и шуму, что занимает более полугода.

Проект СЗЗ необходимо разрабатывать, поскольку, если предписание надзорных органов с требованием установить СЗЗ к вам сегодня не пришло, то часто оно приходит неожиданно.

Отсутствие установленной СЗЗ это штрафы от 250 000 рублей и различные запреты. 

7. Паспортизация отходов I-IV классов опасности

Требуется единоразовая регистрация в Росприроднадзоре, далее паспорта бессрочны.

Разработка и согласование паспортов отходов - одна из самых часто встречаемых услуг в области экологического консалтинга. Несмотря на то, что наличие на предприятии паспортов ВСЕХ образующихся отходов (без привязки к их объемам) является обязательным по закону, будем честными - эти паспорта в реальности бесполезны  и не выполняют ту функцию, которую на них возлагали. Изначально они использовались при транспортировке отходов - водитель должен был знать что он везет и какие есть правила перевозки конкретного отхода. Специальные службы в случае аварии транспортного средства, должны были быстро понять по паспорту отхода как его деактивировать и минимизировать экологический ущерб. Теперь же все, кто образуют отходы I-IV класса, обязаны иметь соответствующие паспорта и своевременно регистрировать их в Росприроднадзоре.

Все отходы сведены в Федеральный классификатор (ФККО). На предприятии их в целом можно разделить на общие и специфические.

Например, для НПП Электрохимия общими отходами будут:

7 33 390 01 71 4 Смет с территории предприятия малоопасный;

7 33 100 01 72 4 Мусор от офисов и бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный);

7 33 210 01 72 4 Мусор и смет производственных помещений.

а специфическими:

3 63 485 96 39 3 Смесь осадков нейтрализации известковым молоком кислотно-щелочных и хромсодержащих стоков гальванических производств.

Возникает несколько проблем:

  • Первая проблема -  существование "экологических" и "санитарных" классов отходов, которые не совпадают друг с другом. Первых 5, вторых 4. Экологические классы опасности определяют потенциальную угрозу отхода для окружающей среды, санитарно-гигиенические - для человека. Экологический паспорт содержит название отхода и его код по ФККО, процесс, в ходе которого он образовался, состав, агрегатное состояние. Дополнительно указывается класс опасности и некоторые другие сведения. Санитарный паспорт (заключение Роспотребнадзора) содержит только констатацию отнесения отхода к определенному классу.
  • Вторая проблема - принадлежность отхода к определенному классу необходимо подтверждать лабораторными исследованиями. Для "химических" отходов необходимы протоколы химического анализа состава, для остальных - протоколы исследования компонентного состава. Если на предприятии образуется отход V класса, для которого паспорт не требуются, исследование его все равно необходимо сделать, чтобы доказать, что паспорт действительно не требуется. Сегодня на рынке России, к сожалению, действует огромное количество "аккредитованых лабораторий", которые не проводя никакого анализа выписывают протоколы состава, т.е., фактически, делают паспорта бессмысленными.
  • Третья проблема - сколько отходов паспортизовать. По идее - все. Но многие отходы невозможно проанализировать, т.к. не имеется лабораторий, у которых в лицензии были бы прописаны возможности для выполнения анализа на некоторые компоненты или химические элементы. ФККО дает возможность группировать определенные отходы в один, что иногда позволяет решить проблему. Также следует детально понимать, что уже стало отходом, а что нет. Например, сточная вода, идущая на станцию нейтрализации - еще не отход, а вот шлам, который образуется после станции - отход (если он не прописан в техпроцессах как целевой продукт).

В итоге, чтобы грамотно построить тактику паспортизации и последующей инвентаризации отходов, необходимо очень хорошо разбираться в техпроцессах предприятия на инженерном уровне.

Именно поэтому мы выделяемся среди других консалтинговых фирм - мы  имеем свой штат инженеров и можем составить реальную картину по отходам на химическом предприятии, оптимизировать и паспортизовать их. 

    

8. Разработка инструкций по обращению с отходами.

9. Разработка и ведение журналов движения отходов.

10. Получение лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (при необходимости).

Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 №1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности"  

11. Разработка программы экологического мониторинга для объектов размещения отходов.

12. Разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

Разрабатывается на 5 лет. Требуется регистрация в Росприроднадзоре.

ПНООЛР — это расчет количества образования отходов и их передачи на обезвреживание, утилизацию, размещение на полигоне.

Разработка проекта отходов состоит из нескольких этапов:

  • Инвентаризация отходов. Наш инженер приезжает на предприятие и внимательно изучает все технологические процессы в ходе которых образуются отходы. В зависимости от рода деятельности предприятия мы присылаем инженера того или иного профиля.
  • Изучается (или составляется, при отсутствии) карта-схема мест накопления и хранения отходов, проверяется наличие паспортов отходов I - IV класса опасности и договоров на их вывоз лицензированным организациям.
  • На основании полученных данных, используя утвержденные методики, производится расчет объема отходов организации, формируются таблицы нормативов отходов по подразделениям предприятия, делается общее предложение о необходимом лимите размещения отходов на полигоне.  

Необходимо упомянуть, что с 2019 года отходы, которые относятся к твердым коммунальным (ТКО), например мусор от офисных и бытовых помещений, необходимо передавать Региональному оператору.

Кому требуется разрабатывать ПНООЛР?

Однозначно предприятиям I категории НВОС, а также предприятиям без категории не являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства (до 250 человек, до 2000 млн. рублей в год), бюджетным организациям (различным МУП, ТСН). Также потребуется ПНООЛР на период строительства.

Разработанный ПНООЛР передается на согласование в Росприроднадзор или Министерство природных ресурсов на согласование. После его прохождения выдаются утвержденные нормативы отходов и лимиты на полигон.

Конец статьи
Нажмите на звезду
Средняя оценка: 4,50
Всего оценок: 2
Данная статья является интеллектуальной собственностью ООО "НПП Электрохимия". Любое копирование информации возможно только с разрешения владельца сайта. Размещение активной индексируемой ссылки на https://zctc.ru обязательно.